300041, г.Тула, Красноармейский пр-т, д. 1, подъезд 4, этаж 2.
с 9 до 18 часов в будни
сб-вс - выходной (возможны встречи по договоренности)
А также:       Пишите мне в WhatsApp Пишите мне в Viber Я в Instagram Я в Facebook Я в VK

Нарушение таможенного законодательства, последствия

        Всем нам хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с пересечением таможенной границы. Для кого-то это были туристические или служебные поездки, кто-то был вынужден переезжать на постоянное место жительства в    Россию из стран ближнего или дальнего зарубежья, а кто-то занимается поставками товаров и продовольствия в коммерческих целях и для них это является ежедневной работой. Таможенное законодательство очень объемное и сложное. Его составляют помимо таможенного кодекса РФ многочисленные международные нормативно-правовые акты, постановления правительства, ведомственные приказы, инструкции и методические рекомендации. И вся эта масса нормативных документов постоянно меняется. Для юридических лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, контролировать все изменения просто необходимо. С целью не допущения ошибок при ввозе, вывозе товаров или предметов для личного пользования, желательно обращаться к услугам таможенных брокеров, занимающихся оформлением таможенных деклараций. Однако, не всем данные услуги по карману, и, кроме того, как показывает практика, ошибки нередко допускаются даже ими. И в таких ситуация необходимо обращаться к услугам квалифицированных адвокатов по таможенным делам, которые помогут досконально разобраться в сложившейся ситуации и примут необходимые меры к принятию законного решения либо желаемого для клиента результата.

      Нарушения таможенного законодательства могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности. В первом случае речь идет чаще всего о попытке уменьшения размера таможенных платежей и сборов, подлежащих уплате, путем указания в таможенных документах сведений не соответствующих действительности: о количестве товара, качественных характеристиках, таможенной стоимости и т.п., либо путем недекларирования товара или его части. Во втором, нарушители совершают правонарушения из-за незнания законодательства либо по невнимательности.

        И в первом и во втором случае за нарушения закона в таможенной сфере предусмотрена ответственность административная или уголовная. И санкции, установленные законодательством, очень суровые.

       Разграничение ответственности административной от уголовной определяется двумя основными факторами: формой вины - преступления в сфере таможенного законодательства совершаются только с умыслом, и размером нанесенного государству ущерба. Административным правонарушениям в таможенной сфере посвящена глава 16 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

      Наиболее часто встречающимися административными правонарушениями в сфере таможенного законодательства являются:

Статья 16.1 КоАП РФ Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации,

Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств,

Статья 16.4. Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации,

Статья 16.12. Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений,

Статья 16.19. Несоблюдение таможенного режима,

Статья 16.21. Незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств, которые незаконно перемещены через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины,

Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей.

      Своевременное привлечение адвоката к защите интересов граждан, должностных лиц или юридических лиц, при производстве расследования по делам об административных правонарушениях, позволяет не только снизить размеры уплаты таможенных платежей или стоимости незадекларированного товара, влияющей на размеры штрафных санкций, но и привести к прекращению дела об административном правонарушении по одному из оснований, предусмотренному КоАП РФ.

      Что касается преступлений в таможенной сфере, то к ним относятся:

Статья 188. Контрабанда,

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники,

Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран,

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте,

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

        Несмотря на то, что смысл правонарушений и преступлений в указанной сфере достаточно ясно следует из диспозиций вышеуказанных статей, нюансов привлечения к ответственности или освобождения от нее очень много, поскольку процедура оформления таможенных документов достаточно не простая. Нередко таможенные органы в целях увеличения таможенных сборов или в целях улучшения своих показателей в работе правоохранительных подразделений предпочитают не разбираться досконально в сложившейся ситуации, а убедить несведующих в данной правовой области лиц, в том, что они виноваты и лучше заплатить штрафные санкции без оспаривания действий таможенных органов. Между тем, как показывает практика, подразделения таможенных органов очень часто ошибаются в принятых решениях. Это касается как определения субъектов правонарушений, так и обстоятельств их совершения. В таможенном оформлении товаров зачастую принимают участие несколько лиц: отправитель, получатель, перевозчики, таможенный брокер. В каждом случае необходимо устанавливать, кто конкретно, какие действия совершал, кто подписывал документы, имеется ли лицо, которое организовывало и контролировало действия всех.

        При совершении таможенных преступлений следственным органам необходимо собрать доказательства наличия прямого умысла на совершение инкриминируемого преступления.

       Автору данной статьи и в период работы в таможенных органах, и в период адвокатской практики неоднократно приходилось сталкиваться со случаями, когда несмотря на имеющую место объективную сторону состава преступления, усмотреть или доказать умысел на совершение преступления практически не возможно.

       В последнее время идет волна возбужденных уголовных дел по фактам контрабанды культурных ценностей, психотропных или сильнодействующих веществ, имеющих место при пересечении таможенной границы РФ туристами, беженцами или временными переселенцами из стран ближнего зарубежья. Предметами преступлений, как правило, являются вещи, подпадающие под действие Закона РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей» и нормативно-правовые акты, утверждающие перечни и размеры наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. Но для того, чтобы определить, подпадают ли перемещаемые через таможенную границу РФ предметы под требования законов и нормативных актов, необходимо проведение соответствующих судебных экспертиз. Данные преступления нередко совершаются людьми из-за незнания законов, когда в личном багаже или в контейнерах с вещами для личного пользования обнаруживают домашние иконы, старые книги, фотографии, таблетки или ампулы с лекарствами.

         В большинстве случаев, квалифицированным адвокатам защитникам по уголовным делам в таких случаях удается убедить органы предварительного следствия, дознания или суды в отсутствии состава преступления в связи с отсутствием преступного умысла на незаконное перемещение данных предметов через таможенную границу РФ.

        Очень важным моментом является правильность изъятия предметов таможенных правонарушений и документов, касающихся таможенного оформления, как на стадии таможенного контроля, так и подразделениями правоохранительного блока таможенных органов. От правильности совершения процессуальных действий, зависит, имеют ли данные предметы доказательственное значение или они получены с нарушением норм административного или уголовно-процессуального законодательства.

      Каждый случай является индивидуальным и к его рассмотрению необходимо подходить отдельно. Хочется надеяться, что законопослушным гражданам никогда не придется на собственном опыте испытать последствия привлечения к ответственности за совершение таможенных правонарушений или преступлений. Лучше неоднократно уточнить у сотрудников таможенных органов как правильно заполнить декларацию, какие предметы необходимо отметить в декларации отдельно, как правильно произвести расчеты веса и количества перемещаемого товара и в какой форме и целях его лучше задекларировать. И как показывает жизненный опыт, лучше своевременно обратиться за квалифицированной помощью специалистов, чем подтвердить известную всем поговорку - «скупой платит дважды».